Надежда Ивановна Уразалимова

1898 - 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ордынского района Новосибирской области -

Кирзинская средняя  общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза

Василия Михайловича Лыкова

"Кто не знает в какую гавань плывёт,

 для того нет попутного ветра".

СЕНЕКА

633290

улица Школьная, 26

село Кирза

Ордынского района

Новосибирской области.

телефон:

 8-383-59-37-170

e-mail:

kirza_shkola@ngs.ru

Надежда Ивановна Уразалимова

учитель  математики высшей квалификационной категории.

 

      Свою трудовую деятельность в должности учителя математики я  начала в сентябре 1977 года, в стенах  Верх-Чикской средней школы Ордынского района Новосибирской области после окончания средней школы. С августа 1983 года по настоящее время работаю учителем математики в Кирзинской средней общеобразовательной школе Ордынского района Новосибирской области. В ноябре 2006 года представила свою технологию в рамках аттестации на высшую квалификационную категорию по должности учителя математики.

Исходя из основных положений модернизации Российского образования основополагающими идеями считаю следующие:

  1. Необходимо, чтобы развитие ребёнка исходило из достигнутого им уровня.
  2. Необходимо систематическое выявление этого уровня у каждого ученика, так как индивидуализация необходима не только как исходный момент для развития
  3. Необходимо, чтобы развиваемый субъект был включён в активную деятельность  и общение.

(Инге Унт «Индивидуализация и дифференциация обучения» М, Педагогика, 1990г)

                    

Опираясь на основные идей развивающего обучения, главной целью своей работы считаю:

v     Развитие личности ребёнка, способной и желающей развивать свою познавательную деятельность, формировать знания, умения и навыки для активизации познавательной деятельности в процессе обучения в продолжении образования.

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельные приложения этих сведений». Л.Н.Толстой

 

В соответствии с поставленной целю, определяю для себя следующие задачи:

 

Продумать такую организацию учебной деятельности школьников, которая:

*     Позволяет обеспечить эмоционально-положительную атмосферу на уроке; и создать высокий уровень мотивации.

*     Позволяет обеспечить каждому ребёнку возможность продвигаться в изучении предлагаемого материала в своём темпе, испытывая радость  общения и  с учителем, и с одноклассниками и удовлетворение от процесса получения знаний;

*     Позволяет создать условия для повышения самооценки личности учащихся и сохраняет душевное и физическое здоровье ребёнка.

Усвоение знаний, умений учащимися планирую, учитывая индивидуальные особенности их памяти, внимания, мышления: одни  учащиеся овладевают материалом на уровне воспроизведения знаний, другие применяют знания по образцу, а третьи находятся на творческом уровне умения применять знания в новой ситуации.

В соответствии с целями математического образования, особенностями познавательной деятельности, психологическими процессами, обусловленными возрастом учащихся, осуществляю отбор содержания, средств и методов обучения.

Отбирая содержание учебного материала, использую в старших классах блочную систему, которая позволяет наиболее точно сконцентрировать познавательные возможности учащихся, и в  результате получить  прочные знания по темам курса. Лучшему усвоению темы на блоках помогают логические опорные сигналы по всей теме или конспекты. Примером структурирования учебного материала по блокам является тематическое планирование по курсу геометрии 7, 8 классах, отдельных тем по алгебре в 8, 9 классах.

На уроках математики стремлюсь создать мотивацию, непосредственно связанную  с самой учебной деятельностью, вызвать познавательный интерес, удовольствие от умственного напряжения, радость трудового усилия. Для успешного осуществления  учебной деятельности необходимы положительные мотивы, которые создаю, через отбор содержания, используя нестандартные формы, методы обучения: дидактические игры, уроки-сказки, уроки-блоки, лекции, зачёты, коллективные формы работы. Через практическое применение знаний и создание благоприятной психологической атмосферы на занятии. Именно на таких уроках обучается не голова, не ум, не интеллект – обучается человек-личность в целом. Причём именно обучается, а не её обучают, так как общеизвестно, что полноценное усвоение знаний возможно только тогда, кода у учащихся сформирована потребность в них, и они проявляют активность в овладении этими знаниями.

    

В своей работе использую элементы технологии концентрированного обучения (Г.Ибрагимов, «Опыт концентрированного обучения в школе», «Народное образование» №4-93),  элементы методики В.Ф.Шаталова «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала».  Использую опыт адаптивной технологии  Л.Ф.Батан

Принцип организации учебно-познавательной деятельности учащихся в 7-11 классах при  технологии, основанной на идеях названных авторов, и переработанных мною заключается в следующем: курс изучается концентрированно блоками, на которые разбивается всё учебное содержание и которые состоят из двух занятий по сорок минут каждое (приложение 5,6). При этом практикуется многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, применение опор. Каждая тема состоит из конечного числа блоков, оснащённая дидактическим материалом вида: конспекты, алгоритмы, консультационный материла, тексты срезовых работ для текущего контроля и тексты контрольных работ для итогового контроля (приложение 2).

Первый блок по каждой теме предусматривает работу с теоретическим материалом. К основным видам работ с теорией я отношу составление опорного конспекта, письменное воспроизведение конспекта, озвучивание конспекта, составление алгоритмов по правилам (приложение 3,4).

На первом блоке материал даю в виде лекции (грамотное, чёткое развёрнутое и краткое объяснение темы, с опорой на хорошо продуманную графическую схему-конспект). Во время такого объяснения учителя дети только слушают. Затем учащиеся переписывают конспект в рабочую тетрадь, устанавливают взаимосвязь между записями в конспекте и в учебнике, далее учащиеся озвучивают конспект с опорой на учебник (работа в парах), в заключении блока может быть решение шаговых задач на узнавание теоретических положений и письменный срез.

После теоретического блока идёт серия практических блоков. Общим для них является то, что часть его – это обучение всех, а другая часть – это два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. На таких самостоятельных работах формируются пары (группы) одноуровневого состава. Самостоятельная работа каждого учащегося на практическом блоке начинается с решения «шаговых» задач обязательного уровня, которые легко поддаются алгоритмизации, поэтому мною продуманы алгоритмы к некоторым правилам. Например,  округление чисел, сложение чисел с разными знаками,  сложение отрицательных чисел, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, решение уравнений по взаимосвязям между компонентами в основных четырёх арифметических действиях, применение распределительного закона. Умножения относительно сложения и вычитания двух и нескольких чисел.

На практических блоках геометрии обязательно включаю работу с доказательством теорем (доказательство в разноуровневых группах,   в группах сменного состава). В конце каждого практического блока провожу срезовые  разноуровневые работы. Результаты срезовых работ позволяют мне достаточно объективно определять уровень овладения изученным материалом на каждом блоке и осуществлять своевременную его корректировку. Осуществляю тематический учёт знаний (приложение 8).

Итоговая проверка уровня усвоения учащимися изученного проводится на последнем блоке темы в виде контрольной работы. В каждой теме определяю количество обязательных оценок по теме, указывая условия их получения: конспект-озвучивание, доказательство теорем дифференцированно (на «3», на «4», на «5»), срезовые работы и контрольная работа. В случае получения неудовлетворительных оценок,  ученик имеет право на пересдачу во время очередных занятий. Оценка по теме  - это среднее арифметическое всех обязательных оценок.

Важным способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются коллективные формы работы. Они обеспечивают состояние комфорта, уверенности, сопереживание в процессе работы, помогают прочному усвоению знаний. Работа в группах позволяет каждому ученику поверить в свои возможности, освоить навыки ученого труда,  воспитывает организованность, дисциплину труда, помогает поддержать активность на уроке.  При этом не только  учитывается особенность подросткового возраста – потребность в общении, а при такой форме организации учебной деятельности -  она удовлетворяется наиболее полно. При изучении нового материала, при отработке ЗУНов, организую разноуровневые группы, группы сменного состава, работу в парах.

 

«Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случаев,

 делать его немного занимательным» Б.Паскаль

 

В своей работе использую игровые технологии, которые решают цели:

  • ·        Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формировании определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков;

  • ·        Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности;

  • ·        Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, развитие воображения, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

Считаю, что дидактическая игра, игровой компонент, соревнования, дух творчества и игры должна присутствовать почти на всех уроках в 5-6 классах, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Я стараюсь,  чтобы на уроках каждый ребёнок работал активно и увлечённо, поэтому использую выше перечисленное как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно тогда,  когда ещё формируются, а иногда и только определяются, постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

При изучении темы «Координатная плоскость в 6 классе использую игры «Морской бой»,  «Поражение цели»,  «Соревнование художников». В процессе игры дети лучше и быстрее усваивают понятие «координатная плоскость», убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух координат и что «система отсчёта» для всех игроков должна быть одинакова, так как без этого они просто не смогут играть.

Во многих играх я использую приём соревнования между группами ребят, так как соревнования усиливают эмоциональный характер игры. Например, при изучении темы «Десятичные дроби» в 5 классе, «Арифметические действия с обыкновенными дробями» в 6 классе, «Решение квадратных уравнений в 8 классе, использую следующие игры: «Хоккей», «Букет цветов», «Кто быстрее сядет в ракету», «Математическое лото». В 5 классе, изучая распределительный закон, дети играют в игру «Меткий стрелок», «Раз, два, три, четыре, пять вышли звери погулять, пиф-паф ой-ой-ой, кто ж охотник удалой?»

 

А(В+С+Д)=АВ+АС+АД

Каждый ребёнок хочет быть лучшим охотником и старается не промахнутся, следовательно, у него остаётся в памяти, что множитель нужно умножать на каждый одночлен многочлена.

При изучении действий с десятичными дробями в 5 классах, действий с отрицательными числами в 6 классе я использую игровые технологии Томских авторов: играем в долги и наличные. Здесь на помощь приходят сказочные персонажи: Буратино с Мальвиной (Э.Т.Гельфмана «Положительные и отрицательные числа в театре Буратино», «Десятичные дроби в муми-доме», г.Томск, 1994г), а в царстве рациональных чисел на помощь приходят Елена Прекрасная и Иван Царевич. При изучении десятичных дробей пятиклассники встречаются с героями финской писательницы Туве Янской «Шляпа волшебника». На уроках математики ребята не только встречаются с героями сказки, но и сами являются этими героями.

Способы измерения результатов обучения определяю в каждом классе. Главным из них считаю тематический учёт знаний, который позволяет в системе проводить своевременную корректировку уровня усвоения знаний каждым учеником (приложение 2). Тематический учёт способствует приведению в систему знаний, умений учащихся, даёт им возможность проследить за развитием, содержанием темы в целом, отработать основные навыки, осмыслить взаимосвязи между ними.

Систематический контроль является стимулом учебной деятельности учащихся, активизирует этот процесс, способствует развитию у школьников внимания, памяти, речи, воспитывает ответственность за качество учебной работы.

Используемая мной педагогическая технология легко воспроизводится в любой средней общеобразовательной школе, потому что она работает на учащихся разного уровня обученности и личностно ориентирована.

ЛИТЕРАТУРА:

1.              Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии.

Москва, Народное образование, 1998г.

2.              Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов обучения. /под редакцией Г.В.Борисовой, Т.Ю.Авеговой, Л.И.Косовой, Полиграф С. 2002г./

3.              Г.К.Селевко. А.Г.Селевко.  Социально воспитательные технологии.

         Москва, Народное образование, 2002г

4.              Образовательные технологии. /журнал «ЗАВУЧ» № 4,1999г. «Концентрированное обучение: модели образовательной технологии»/

5.              Г.И.Ибрагимов. К вопросу о технологии концентрированного обучения. «СПЕЦИАЛИСТ» №7, 1993г.

6.              Л.Ф. Батан. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения. Новосибирск, 2002 г.

7.              Л.Ф.Батан. Организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения. Новосибирск, 1998г.

8.              Д.Г.Левитас. Практика обучения: современные образовательные технологии.

9.              Инге Унт. «Индивидуализация и дифференциация обучения».

         М.Педагогика, 1990г

Дата последнего обновления страницы 25.05.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения